Саммит ЕС одобрил новое соглашение по Brexit: Великобритания сможет покинуть союз 1 ноября

Саммит ЕС утвердил договоренность о параметрах выхода Великобритании из ЕС и его дату — 1 ноября, если все документы будут своевременно ратифицированы британским парламентом. Об этом говорится в распространенном в четверг итоговом заявлении саммита глав государств и правительств ЕС по Brexit.

Переговорщики ЕС и Великобритании на продолжавшихся непрерывно в течение двух последних суток переговорах согласовали тексты 100-страничного дополнительного протокола по Ирландии и Северной Ирландии, а также 25-страничной политической декларации, которые будут приложены к 500-страничному соглашению по Brexit, принятому еще в декабре прошлого года.

«Европейский совет (саммит ЕС — прим. ТАСС) утвердил Соглашение о выходе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского союза. На этой основе Европейский совет приглашает Еврокомиссию, Европарламент и Совет ЕС принять необходимые меры, чтобы это соглашение вступило в силу с 1 ноября 2019 года, чтобы гарантировать упорядоченный выход из ЕС», — говорится в документе.

«Европейский союз утвердил Политическую декларацию, которая определяет перспективы будущих отношений между ЕС и Великобританией. ЕС подтверждает свое намерение поддерживать с Великобританией в будущем настолько тесные отношения, насколько это будет возможно», — говорится в документе.

Снова ратификация

На итоговой пресс-конференции саммита главный переговорщик ЕС по Brexit Мишель Барнье пояснил, что в случае успешной ратификации этих документов парламентом Великобритании и своевременного их вступления в силу ЕС намерен прямо с 1 ноября приступить к переговорам о будущих отношениях с Великобританией. Эти переговоры должны быть завершены до конца переходного периода, то есть до 31 декабря 2020 года. Он отметил, что приоритетными вопросами станут заключение соглашений о свободной торговле и об обмене квотами на вылов рыбы в экономических зонах Великобритании и ЕС.

В то же время Барнье, а также уходящие глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и председатель Европейского совета Дональд Туск не стали отвечать на итоговой пресс-конференции на вопрос, ожидают ли они, что британский парламент, трижды проваливший соглашения о выходе Великобритании из ЕС, в этот раз ратифицирует его рекордными темпами — до 31 октября.

Разделенный остров Ирландия

Главным документом Brexit стал протокол по Ирландии, в котором Брюссель и Лондон попытались найти развязку по самой сложной теме — вопросу границы на острове Ирландия, разделенного между входящей в ЕС Республикой Ирландия и составной части Соединенного Королевства, Северной Ирландией. Именно вопрос о недопустимости появления на острове физической границы привел к тому, что предыдущая сделка, согласованная еще премьер-министром Терезой Мэй, трижды проваливалась при голосовании в британском парламенте. Теперь стороны сумели сдвинуться с мертвой точки и, несмотря на все заявления последних недель о том, что достичь новой сделки вряд ли удастся, согласовали обновленную версию соглашения.

«Новая сделка гарантирует, что мы установим новые отношения с ЕС, основанные на принципах свободной торговли и дружеского сотрудничества, а также вернем себе полный контроль над нашими законами, границами, финансами и торговыми отношениями, и никто не будет нам в этом мешать», — написал, в свою очередь, в Twitter Джонсон.

Он добавил, что население Северной Ирландии сможет самостоятельно решать, по каким законам будет жить. Премьер указал на то, что Лондон сделал все возможное, чтобы урегулировать проблему границы на острове Ирландия. Согласно предыдущей сделке, Северная Ирландия автоматически оставалась бы членом единого рынка и таможенного союза ЕС, если стороны не нашли бы других решений. Согласно нынешним договоренностям, отраженным в 100-страничном тексте протокола к сделке, Северная Ирландия не будет обязана оставаться с юридической точки зрения частью таможенного союза ЕС. Одновременно там говорится, что между Ирландией и Северной Ирландией не должны появиться физические пункты таможенного контроля, и при этом к ней будут применяться те же таможенные правила, что и к остальной Великобритании.

Тонкий британский консенсус

19 октября, по проекту соглашения с Брюсселем, должен будет проголосовать британский парламент. Консервативное правительство меньшинства, которое возглавляет Борис Джонсон, не располагает достаточным количеством голосов в парламенте, чтобы самостоятельно провести сделку через Палату общин. Это возможно только при поддержке Демократической юнионистской партии Северной Ирландии (ДЮП), независимых парламентариев и нескольких оппозиционных депутатов, готовых выступить против официальной линии Лейбористской партии, которая не поддержит сделку. По оценкам британских политических комментаторов, отсутствие поддержки со стороны ДЮП, также раскритиковавшей проект сделки, делает стоящую перед Джонсоном задачу практически невыполнимой.

Деликатность этой ситуации такова, что когда европейские журналисты задали на итоговой пресс-конференции саммита Юнкеру, Туску, Барнье и премьеру Республики Ирландия Лео Варадкару вопрос, как они сформулируют свой призыв к ДЮП по вопросу ратификации соглашения с ЕС, они предпочли оставить этот вопрос без ответа.

Североирландские юнионисты уже сформулировали три причины, по которым партия не сможет поддержать предложение Джонсона. Юнионисты указывают, что хотя Северная Ирландия и покинет Таможенный союз ЕС в составе Соединенного Королевства, она по-прежнему должна будет подчиняться таможенным правилам ЕС. В результате жители Ольстера могут столкнуться с ростом цен, таможенными проверками и другими сложностями. ДЮП также не устраивают правила взимания НДС, которые предлагается ввести для Северной Ирландии. Они отличаются от правил для других частей Соединенного Королевства.

Главным камнем преткновения является то, что ДЮП фактически потеряет право вето в Ассамблее — однопалатном парламенте Северной Ирландии. Согласно договоренности с ЕС, Ассамблея будет простым большинством решать вопрос о том, сколько лет Ольстер будет подчиняться правилам и нормативам Евросоюза. При этом подписанное в 1998 году Белфастское соглашение, которое сделало возможным политическое урегулирование североирландского конфликта, предусматривает, что всего треть депутатов Ассамблеи может заблокировать любую рассматриваемую инициативу.

День сурка под Хэллоуин

Работающие на саммите журналисты тем временем достаточно скептически отнеслись к грандиозному объявлению Брюсселем и Лондоном о достижении сделки. «Дежавю, это все уже было, 25 ноября прошлого года было уже достигнуто «наилучшее возможное соглашение», — говорят представители СМИ после того, как главный переговорщик ЕС Мишель Барнье заявил на пресс-конференции, что стороны «вновь» заключили «наилучшее возможное соглашение».

«Кто кому уступил? Кто отошел от своих «железных принципов»? С чего вы взяли, что британский парламент одобрит сделку, когда она была уже трижды отклонена?» — вопросы, которые звучали в огромном пресс-зале саммита ЕС и на которые придется отвечать главам государств и правительств, участвующим в саммите ЕС.

Уходящий глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер хотя и приветствовал сделку, но подчеркнул, что опечален фактом предстоящего выхода Великобритании из ЕС. «В целом я счастлив, чувствую облегчение, что есть сделка, но грущу, что происходит Brexit», — сказал он. Кроме того, на вопрос журналистов о том, что руководство ЕС может сказать тем 47% британцев, которые на референдуме в 2016 года проголосовали против Brexit, Юнкер ответил: «Я бы хотел сказать им, что они были правы».

Не укрылись от внимания журналистов и маленькие оранжевые тыквы, украшавшие рабочий стол заседаний саммита ЕС, поскольку Великобритания намерена оставить Евросоюз аккурат на Хэллоуин. Некоторые нашли в этой детали сакральный смысл. По их мнению, главы государств ЕС отмечают Хэллоуин на этом саммите, чтобы исключить вероятность, что им придется снова собираться в Брюсселе в канун Дня всех святых на экстренный саммит, чтобы срочно предоставлять Лондону новую отсрочку — что может потребоваться, если британский парламент сделку не примет.

ЕС оставит дверь открытой

Однако самым большим еврооптимистом в этот день показал себя премьер Ирландии Лео Варадкар, который заявил по итогам встречи, что Евросоюз будет готов принять Великобританию обратно, если британцы в какой-то момент передумают о принятом решении и снова захотят вступить в сообщество.

«Я на самом деле сожалею, что Великобритания покидает ЕС, но я в полной мере уважаю это решение. Я думаю, что для Соединенного Королевства всегда будет место за столом, если оно когда-нибудь решит вернуться. Уверен, что бы ни произошло, у нас в будущем будут хорошие отношения с Великобританией, как в области политики, безопасности, так и экономики», — сказал он.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>