А газом и не пахло…
Строительство газопровода между Румынией и Молдавией так и не началось. Евросоюз дал понять: надеяться на лёгкий хлеб в ЕС бесполезно.
Ещё 26–27 августа состоялась торжественная закладка газопровода Унгены – Яссы между Румынией и Молдавией. В нём приняли участие еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер и премьер-министры Молдавии и Румынии Юрий Лянкэ и Виктор Понта. Газопровод был разрекламирован как альтернатива поставкам газа в Молдавию из России. Но в следующую ночь после закладки трубы и оборудование были увезены. На прошлой неделе президента Румынии Траяна Бэсеску на месте закладываемого газопровода встретили только охранник и представитель строительной компании. «Мне сообщили, что к декабрю, когда запланирована сдача трубопровода, ничего готово не будет… Представители ЕС, которые финансируют проект, обо всём осведомлены…» Дочь президента Траяна Бэсеску Елена Бэсеску, которая представляет свою страну в Европарламенте, признаёт, что работы даже не начались и не существует чёткой даты, когда проект мог бы эффективно развернуться.
Зачем же тогда понадобилось устраивать упомянутый маскарад? Госпожа Бэсеску винит во всём премьера Румынии Понту, который-де организовал этот спектакль, подставил еврокомиссара, увлёкши того участвовать в непотребном действе. Сам же при этом держал на уме «стимулирование… связей с Еврокомиссией» и «поддержку сближения Молдовы при интеграции в ЕС». На самом деле господину Эттингеру было прекрасно известно, что Евросоюз уже выделил на финансирование строительства грант в размере 7 млн евро. Из них 3 млн евро досталось Молдавии. Но она так и не начала строительство своего участка. Задержку объясняет отсутствием труб, которые заказывали в Италии.
На самом деле причина сорванного проекта – финансовая. Просто нет денег для реальных инвестиций. Можно, сколько угодно заявлять о своих европейских симпатиях, «евроинтеграции» и т. д., но где-то надо найти средства для прокладка газопровода стоимостью 26,5 млн евро? Страны еврозоны ещё не до конца преодолели последствия европейского долгового кризиса. Им стоило немалых усилий для того, чтобы помочь Греции, снизить её исходный дефицит, дабы экономику этой страны не обрушил дефолт. По большому счету у Европы нет возможности оплачивать пиар рвущихся в Евросоюз «лимитрофов». Тем более что никаких гарантий полного заполнения мощностей упомянутого газопровода нет. Румыния сама не может уйти от зависимого положения перед Газпромом, который является для неё основным поставщиком газа. Для самого же Газпрома потеря небольшого рынка сбыта в лице Молдавии большого значения не имеет.
Впрочем, полбеды было бы финансирование одного небольшого проекта. Но ведь это первое звено цепи. Речь пойдёт затем о новых инвестициях. Эксперты указывают, что 43-километровый газопровод Унгены – Яссы потребуется ещё продлевать до Кишинева, а это значит – построить ещё одну трубу протяжённостью уже 130 км. На это уйдёт ещё как минимум пять лет и более 50 млн долларов. Кроме того, надо построить компрессорные станции и другую транспортную инфраструктуру. А чтобы добиться реального снижения зависимости от российского газа, необходимо также провести газопровод «Набукко».
Не надо быть маститым экономистом, чтобы заключить, что таких денег у Молдавии и Румынии нет. Но их не выделит и Евросоюз, у которых выше головы своих собственных проблем. Времена социального государства давно прошли, пришёл период жёсткой экономии. Ныне развитые европейские страны жалеют о том, что скопом приняли в своё объединение набежавших под их опеку бывших участников «советского блока». Впрочем, в рамках «цивилизационного союза» они остаются третьесортными государствами. Непременным атрибутом многих польских вокзалов стали бомжи. А соседней Украине, которая спит и видит себя в ЕС, дают понять, что никто их разбитые дороги отстраивать не будет. Поднимать промышленность – тоже. (А вот плодородные пашни приобрести за бесценок кандидатов много.) Эта страна, которая опередив Россию, «прыгнула» в ВТО, получила в два раза ниже таможенные ставки.
Молдавский прецедент показателен. Ещё одному кандидату на социальное иждивенчество дали понять: конечно, Европе не может не льстить желание иных бывших союзных республик влиться в её ряды, «уйти из империи Газпрома, диверсифицировать газовые потоки». Но содержать их никто не намерен. История с трубами, которые увезли обратно ночью, подтверждает это. И такие сюрпризы ожидают и других кандидатов на лёгкий хлеб в ЕС.
Александр Приходин
ИСТОЧНИК: file-rf.ru