Эксперты: Век интеграционных проектов

001055_00000621276Интеграционные процессы на постсоветском пространстве не только создают благоприятные условия для развития национальных экономик. Это новые процессы в гуманитарном и культурном сотрудничестве, новый общественный уровень. Об этом и многом другом эксперты и практики говорили на интеграционных конференциях в Москве и Минске.

Модельный закон о конкуренции в ЕЭП планируют принять до середины нынешнего года

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, формирование Единого экономического пространства трех стран заметно подстегнули взаимные деловые контакты и торговлю.

Если экспорт Беларуси в Казахстан и РФ до вступления в Таможенный союз составлял 10,4 миллиарда долларов, то после вступления значительно вырос: в 2011 году – до 15,2, а в 2012-м  – до 17 миллиардов долларов. В два раза по сравнению с предыдущим годом в 2012-м увеличился экспорт Минска в страны ТС минеральных продуктов, на 65 % – кожевенного сырья и пушнины, на 18–21 % – транспортных средств и оборудования, химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, на 14,5 % – металлов и изделий из них, на 12 % – текстиля и обуви. При этом в 2012 году по сравнению с 2011-м на треть снизилась цена газа, поставляемого в Беларусь.

Эти цифры министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов (на снимке) напомнил на научно-практической конференции «Модельный закон о конкуренции», прошедшей в Минске. На базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь собрались ведущие экономисты-практики и ученые Беларуси. Такие конференции пройдут в Москве и Астане.

«Мы открыли границы, идет торговля, значительно увеличивается товарооборот, а это означает необходимость установления единых норм конкурентного законодательства», – подчеркнул министр, представляя проект модельного закона ЕЭП о конкуренции. В условиях единого рынка должны действовать единые и жесткие нормы конкуренции. «Мы не должны допускать, чтобы нарушители, дисквалифицированные в России, перебежали и зарегистрировались в Казахстане и Беларуси, или наоборот. Это основной момент в законе», –  подчеркнул Нурлан Алдабергенов.

Гармонизация национальных законодательств стран – участниц ЕЭП по конкурентной политике будет проводиться в четыре этапа. Первый уже практически реализован, создана нормативная база в сфере конкуренции. Второй этап предполагает приведение национальных законодательств в соответствие с нормами соглашения о единых принципах и правилах конкуренции в ЕЭП, установленными 9 декабря 2010 года. Затем запланирована разработка и принятие модельного закона о конкуренции.  При этом второй и третий этапы должны быть завершены до июля 2013 года.

Последний этап – передача наднациональным органам исключительной компетенции в сфере конкурентной политики. Для чего будет принят антимонопольный кодекс для ЕЭП. «Его планируется реализовать после подписания договора о Евразийском экономическом союзе», – пояснил ректор Академии управления при Президенте Беларуси Анатолий Морозевич. Когда границ для бизнеса не будет, все станет регламентироваться единым документом.

Пока развитие законодательной базы в области антимонопольной политики трех стран идет весьма активно. В Беларуси проект закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции передан в парламент. В Казахстане закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты о конкуренции уже подписан президентом. В России федеральный закон о защите конкуренции находится на рассмотрении и согласовании на федеральном уровне.

Модельный закон ЕЭП о конкуренции должен вобрать в себя все лучшее из того, что наработано. Например, очень жесткое антимонопольное законодательство действует в России. Там есть понятие дисквалификации за его нарушение, контроль за торгами, чего нет в законодательстве Беларуси и Казахстана. Прогрессивны казахстанские нормы о  проведении расследований дел. Хорош и опыт Беларуси: здесь более десяти лет успешно один госорган совмещает функции контроля за антимонопольной и ценовой политикой.

Модельный закон ЕЭП предусматривает норму, при которой крупные монополисты не могли бы объединиться и поделить рынок как по территориальному признаку, так и по покупателям, по ценам. Такие действия могут представлять большую опасность для экономик трех стран и даже влиять на политику.

Нурлан Алдабергенов рассказал, как в Европе борются с такими сговорами: там нормы законодательства предусматривают даже возможность прослушивания телефонных разговоров, в том числе по мобильной связи. «Иначе поймать «за руку» тяжело, у них и охрана, и прочее, – пояснил министр. – В Европе есть беспрепятственный доступ с ордером в любые помещения, даже в жилые, там могут проводить проверку и опечатывать любые территории». При этом он подчеркнул, что данная норма в модельном законе ЕЭП носит рекомендательный характер. После подписания закона президентами Беларуси, России и Казахстана предусматривается внести изменения в законодательства о конкуренции трех стран.

С 1 сентября текущего года кроме национальных антимонопольных органов в трех странах ЕЭП начнет действовать и четвертый – в Евразийской экономической комиссии. Исключительную же компетенцию в области конкурентной политики наднациональные органы получат  после подписания договора о Евразийском экономическом союзе.

Юлиан Владимиров

К такому выводу пришли эксперты, приглашенные на круглый стол «Интеллектуальное сопровождение евразийского интеграционного проекта» в РИА «Новости».

Главная мысль, звучавшая в каждом выступлении, – как превратить евразийскую интеграцию из экономического, экспертного  проекта в проект общественный.

По мнению старшего научного сотрудника исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Алексея Пилько, если страны, участвующие в евразийской интеграции, не смогут создать конкурентоспособное интеграционное объединение, перед политическим руководством встанет вопрос: к какому другому крупному интеграционному процессу  присоединяться. Оставаться вне рамок этого процесса – значит обречь себя на серьезное отставание от ведущих мировых центров развития.

Пока евразийской интеграции не хватает системного информационного сопровождения на всех уровнях – экспертном, общественном, бизнеса – и широкого гуманитарного измерения. Главное, не прятать проблемы, а говорить о них открыто и честно с широкой общественностью.

А. Пилько считает, что нужны институты, целиком «заточенные под информационное сопровождение евразийской интеграции». Можно присмотреться к опыту Евросоюза: информационным сопровождением процесса его интеграции занимается огромное количество некоммерческих и экспертных организаций.

Во всех постсоветских странах, заявил директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, произошло разделение элит на противников и сторонников интеграции с Россией. Вокруг кандидатов происходит объединение электората. Поэтому опираться надо на новое поколение – оно само определяет свое место в будущем.

Противники интеграции, как правило, манипулируют цифрами. А сторонники не дают необходимого объема качественной информации и статистики, которая показывала бы реальные выгоды евразийской интеграции.

Директор политологического центра «Север – Юг» Алексей Власов обратил внимание на то, что члены интеграционных молодежных организаций учатся в основном в российских, московских вузах. Такие же структуры в Казахстане, Киргизии, Беларуси менее заметны. Чтобы создавать в СНГ устойчивые интеграционные молодежные площадки, надо иметь контрагентов на местах с хорошим информационным взаимодействием молодежи.

Ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин считает, что такой проект, как Таможенный союз, включает в себя интересы бизнеса, интеллигенции и бюрократии. Нужно думать, как работать с этими группами населения.

У нас есть Россотрудничество – это готовый государственный инструмент, отвечающий за информационную поддержку государственных программ, а также такие инструменты, как российские дома науки и культуры, славян-ско-киргизский или славянско-таджикский университеты, частично финансируемые из российского бюджета. Там можно объяснять, что дало объединение в рамках Таможенного союза, какие возникают сложности, почему мы не хотим стремительно расширять этот формат.

У многих российских вузов есть филиалы, в том числе в Беларуси. Это тоже инструмент интеграции, связанный с молодежью, там решается исключительно важная для интеграционных процессов задача – не просто обучение русскому языку, а умение мыслить на русском языке.

Наталья Долгушина

ИСТОЧНИК:  ng.by

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>