Присоединение Армении к ЕврАзЭС: миф и реалии
Перед тем, как изложить собственную точку зрения, считаем необходимым обращение к высказываниям политологов, политиков, представителей деловых кругов и дипломатов насчет присоединения Армении к ЕврАзЭС, чтобы понять, в каких сложных геоэкономических и геополитических условиях нам приходится делать выбор.
Некоторые считают, что вступление Армении в Евразийский союз обернется для России ежегодными многомиллиардными субсидиями. Сейчас главный вопрос не в том, что сулит Армении членство в этой структуре, а в том, что стоит за желанием Москвы вовлечь в нее Ереван1.
По мнению эксперта Института стран СНГ, политолога Михаила Александрова, никто Ереван в ЕС пока не приглашает и ждать этого нереалистично, и что Еревану больше некуда деваться, разве только вступать в Евразийский союз. Нельзя также не учитывать фактор энергоносителей, от которых Армения зависит на 100%. Ведь предполагается, что для стран Евразийского союза Россия будет продавать энергоносители по внутренним ценам, а «для остальных… по не внутренним»2.
Совсем недавно посол Германии в Армении Райнер Морел заявил, что вступление Еревана в Евразийский союз чревато блокированием переговоров об упрощении визового режима с ЕС. Армении придется также забыть о кредите в размере 1,5 млрд. евро, в выделении которого Евросоюз и без того отказал до лучших времен.
Соединенные Штаты сделают все, чтобы не позволить России создать «новую версию Советского Союза», утверждает Financial Times, ссылаясь на речь Хиллари Клинтон в Дублине. «Назовут они это Таможенным союзом или Евразийским союзом, или как-нибудь в этом роде», – заявила она, говоря об интеграционной деятельности Кремля, который стремится наладить отношения с соседями. Идеи, связанные с интеграцией, были изложены Владимиром Путиным в статье, посвященной Евразийскому союзу и опубликованной в октябре прошлого года, напоминает Financial Times. «Все мы знаем, каковы реальные цели, и нужно найти эффективные пути замедлить или предотвратить их воплощение», – цитирует газета Клинтон3.
Михаил Леонтьев: «На самом деле Армения могла бы служить идеальным примером несостоявшегося государства, вроде Кыргызстана или Молдовы. Если бы не Россия. Армения в нынешнем своем виде и возникла только благодаря России и продолжает существовать благодаря ей. Тотальная зависимость от российского газа и российских трансфертов, которой пеняют Армению специалисты из МВФ, не говоря уже о силовом зонтике, – тому прямая иллюстрация». Словом, Москва устами Леонтьева дает Еревану понять, что у Армении однозначно нет другого выхода, кроме как проситься в Евразийский союз4. В том же духе, что и другие западные коллеги, выступил посол Польши в Армении З.Рачиньский. «С одной стороны – большая интеграция с Европой – это я понимаю. А что мы имеем с другой стороны – Евразийский союз? А что такое Евразийский союз? Есть ли такая организация? Когда будет такая организация, тогда и поговорим о том, между чем и чем выбирать… Выбор ведь должен быть реальным. Да ведь и нет Евразийского союза», – сказал польский дипломат. Инвесторам лучше воздержаться от инвестиций в российскую экономику. Об этом, как сообщает Forbes, заявил миллиардер Джордж Сорос на Всемирном экономическом форуме в Давосе. «Это разваливающаяся экономика, которую Путин ведет в ошибочном направлении»5.
Однако не стоит противопоставить новорожденную зону свободной торговли или Евразийское пространство Евросоюзу, как это пытаются делать некоторые аналитики или политики. На наш взгляд, процесс евразийской интеграции Армении никак не противоречит стремлениям страны к европейской интеграции. Очевидно неправы те, кто заявляют, что углубление евразийской интеграции Армении помешает евроинтеграции страны.
Не стоит забывать, что и Россия и Армения являются членами ВТО. Эта организация вырабатывает приемлемые для всех правила игры и позволяет нам участвовать в любых интеграционных процессах на постсоветском пространстве. И в этом смысле нам близки слова первого заместителя министра иностранных дел России Андрей Денисова о том, что экономическое объединение на пространстве СНГ отвечает современным реалиям. Дипломат заявил, что организация ЕврАзЭС, в отличие от своих западных коллег, не ставит своих членов перед жестким выбором: «Некоторые государства, скажем, на пространстве СНГ, ставятся иногда перед неким выбором: или вы с ними, или вы с нами, или вы за евразийскую интеграцию, или вы за евроатлантическую ориентацию. Вот, мол, давайте выбирайте. Вот это, мы считаем, неправильно. Неправильно и, даже я сказал бы, ущербно, потому что ничего, кроме взаимообогащения от нашего взаимодействия, по идее, ждать не приходится»6.
Сам по себе Евразийский союз в качестве формы экономической интеграции был бы довольно «соблазнительной» структурой, если бы не ряд серьезных «но». «Во-первых, не все страны СНГ участвуют в проекте, что осложняет течение интеграционных процессов. Во-вторых, Армения, вероятно, единственная страна в мире, которая числится членом свободной экономической зоны, не имея с ней границ. Товары проходят через территорию Грузии, которая, в свою очередь, грубо нарушает правила ВТО, так как должна бесплатно предоставлять свою территорию для транзита Армении как стране, находящейся в блокаде. В-третьих, между странами, гипотетически претендующими на членство в опять-таки гипотетическом Евразийском союзе, сохраняются экономические и политические противоречия. В-четвертых, не все услуги и товары попадают под принцип свободной торговли, и если у Армении только одно исключение – табак, то у других стран их гораздо больше. В таких условиях если Армения перестанет взимать таможенную пошлину с целого ряда товаров и услуг, то чем будет заполняться брешь в бюджете страны? Для меня как для экономиста этот вопрос остается открытым.
При этом если оставить эти факторы в стороне, то проект интеграции в Евразийский союз перспективен для Армении. Просто нужно уточнить правила игры. Торговля должна быть не только свободной, но и честной и справедливой.
Немаловажен вопрос Нагорного Карабаха, который де-факто является частью Армении и со вступлением последней в союз она фактически выйдет на новый, огромный рынок. Было бы желательно, чтобы Нагорный Карабах также вступил в ЕврАзЭС как самостоятельный субъект, что также положительно повлияет и на разрешение данного конфликта с Азербайджаном, особенно, если последний также присоединится к указанной форме экономической интеграции.
В качестве первый шаг к присоединению к ЕврАзЭС создание зоны свободной торговли на постсоветском пространстве вполне своевременное решение, позволяющее в обозримом будущем перейти к следующей форме экономической интеграции – таможенному союзу. В этом отношении следует обратить внимание на то обстоятельство, что весь мир сейчас идет по пути экономической глобализации. Параллельно с этим идут процессы экономической регионализации, благодаря которым были созданы такие структуры, как ЕС, Североамериканская зона свободной торговли и др. Поэтому постсоветский регион не мог остаться в стороне и не иметь подобных структур.
Говоря о возможных проблемах новой формирующейся зоны, необходимо рассматривать международный опыт, в частности, то, что Североамериканская зона свободной торговли уже 20 лет существует, однако члены этой зоны не в состоянии перейти к следующей форме экономической интеграции – к таможенному союзу, что свидетельствует о наличии проблем. В данном случае необходимо учитывать такие факторы, как наличие других региональных структур, в частности, ЧЭС, ГУАМ, которые изначально созданы в противовес СНГ и против инициатив России, особенно после распада Советского Союза. Другой преградой свободной и справедливой торговле являются субсидии.
Мы предлагаем использовать во благо сложившуюся тотальную неопределенность в мировой экономике странам, которые недостаточно интегрированы в мировое экономическое пространство. Для преодоления кризиса мы часто смотрим на Запад, но надо учиться друг у друга, вырабатывая общие ключи. Одновременно надо учитывать, что мировой финансовый кризис является также кризисом идеологии. На протяжении последних 20 лет западные страны рекомендовали странам постсоветского пространства модели либерализма. Сейчас у этих стран есть уникальная возможность выбора идеологии и модели развития экономики с учетом сложившихся тенденций в мировой экономике, но таким образом, чтобы не быть изолированным друг от друга, а учитывать возможности интеграции.
В числе преимуществ документа можно также отметить участие шести постсоветских стран в ВТО, что во многом способствует принятию стандартов, которые будут использованы и в зоне свободной торговли.
Важно также то, что страны бывшей империи повернулись лицом друг к другу спустя 20 лет после продолжительных поисков партнеров в дальнем зарубежье. На наш взгляд, не стоит недооценивать потенциал эффективных взаимосвязей бывших партнеров, причем речь может идти не о возвращении к прежним связям, а о познании друг друга на новом этапе развития мирохозяйственных связей, подразумевая качественно новый уровень взаимоотношений с учетом современных реалий и уроков мирового кризиса.
Интересно также, что интеграция с развитыми странами дальнего зарубежья потребует гораздо длительного периода времени, в то время, как экономическая интеграция на постсоветском пространстве более реальна не только с точки зрения общности интересов, но и учитывая сопоставимые уровни социально-экономического развития этих стран. Более того, существует также некая общность с точки зрения возможности совместной борьбы против угроз экономической безопасности. В данном случае излишне напомнить о том, что именно страны, находящиеся на сопоставимом уровне социально-экономического развития смогут сплотиться и более эффективно сотрудничать в области сокращения и ликвидации негативного воздействия глобального экономического кризиса, а также в области обеспечения экономической безопасности своих государств. Наконец, связанные традиционными узами сотрудничества указанные страны смогут сначала выявить, а потом и эффективно реализовать свои конкурентные преимущества как на местном, так и на региональном уровне, что также сделает возможным найти свою нишу в мировом хозяйстве.
После подписания договора о ЗСТ, многие в Армении задаются вопросом: а что же даст такая зона национальной экономике? На наш взгляд, создание Зоны свободной торговли на территории СНГ очень важно как для Армении, так и для других стран постсоветского пространства.
Во-первых, договор о зоне свободной торговли СНГ расширит рынок сбыта для армянских производителей. Это означает, что для армянских предпринимателей в первую очередь расширяется рынок, который сковывал их на протяжении последних 20 лет, и создадутся условия для более благоприятной здоровой конкуренции и вытеснения монополий, и в этом контексте создание зоны свободной торговли приветствуется. В этом отношении важно заметить, что улучшение Арменией на 18 пунктов своих позиций и занимаемое ею 32 место в докладе Doing Business Всемирного банка 2013 года свидетельствуют о положительных изменениях в армянской экономике7. Реальность такова, что Армения, к счастью, избежала еще больших потрясений, которые могли бы произойти в годы мирового кризиса, хотя отрицательное воздействие на нашу экономику все же имело место. Сейчас Армения находится на этапе оздоровления, и то, что отмечено в докладе, свидетельствует именно о положительных изменениях. Армения должна уделить особое внимание человеческому капиталу для развития своей экономики и дальнейшего улучшения позиций в докладе Doing Business. Необходимо также формирование в Армении национальной модели развития экономики и развития человеческого капитала для дальнейшего прогресса страны в Doing Business. Во-вторых, формирование Зоны свободной торговли станет стимулом для увеличения товарооборота между странами Содружества. Сейчас около одной трети товарооборота Армении приходится на страны СНГ, и с учреждением зоны свободной торговли он увеличится, так как импорт многих сырьевых товаров в страну будет осуществляться без взимания таможенных пошлин, что стимулирует качественное, но недорогое производство.
В-третьих, для самой Армении ЗСТ означает расширение и либерализацию рынка, увеличение товарооборота и вытеснение монополий, что очень важно. Наконец, задачей номер один для Армении и для других стран постсоветского пространства является повышение конкурентоспособности и реализации имеющихся конкурентных преимуществ. По мнению Министерства экономики, участие в данном экономическом проекте позволит Армении получить дополнительную прибыль в бюджет от экспорта товаров, а также увеличит ВВП уже в этом году на 1-2%, а в перспективе можно ожидать и 12% роста. По самым благоприятным прогнозам, общий товарооборот для Армении может повыситься на 40%. Сторонники этого процесса уверены, что произойдет снижение цен на импортные товары – продукты питания, электронную и сельскохозяйственную технику, лекарства и автомобили. Увеличится и экспорт. Это коснется сельхозпродукции, спиртных напитков и полуфабрикатов промышленного сектора.
Такое сотрудничество даст определенный импульс для развития всей экономики. В числе плюсов можно назвать безбарьерное вступление на рынки постсоветских стран. В принципе на ряде этих рынков уже не было препятствий, но речь идет о том, что в будущем зона свободной торговли может превратиться в таможенный союз и перейти на новые стадии экономической интеграции – общий рынок и экономический союз.
Надо учитывать также опасения, которые встречаются во взглядах противников ратификации договора. Некоторые считают, что экономика Армении не готова к подобным решениям. Они опасаются, что теперь в республику хлынут товары из стран СНГ, а армянские производители не смогут конкурировать с ними. В результате тысячи предприятий малого и среднего бизнеса обанкротятся.
Не стоит забывать, что Азербайджан, Узбекистан и Туркмения пока не желают участвовать в этой игре, а Грузия уже пятый год не является членом СНГ. При этом все сходятся во мнении, что вступление Армении в Зону свободной торговли пока скорее политическое решение, нежели экономическое. Выгоду и убытки считать будут позднее.
Немаловажное место в экономической интеграции играют также моральные ценности. Если страны ЕС пришли к высшей стадии экономической и политической интеграции через мировые войны и сотни вооруженных конфликтов на протяжении столетий, то даже с учетом обострения межнациональных конфликтов последних лет, не стоит забывать, что традиционными все же являются дружественные связи на базе взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества и братства народов. На наш взгляд, эти ценности сыграют не последнюю роль в углублении экономической интеграции и расширения перспектив для реализации национальных конкурентных преимуществ.
1 ИА REGNUM заявил политолог Сергей Минасян.
2 http://www.materik.ru/problem/detail.php?ID=15675&print=Y.
3 http://inotv.rt.com/2012-12-07/Klinton-razglyadela-sovetskuyu-ugrozu-v.
4 http://news.day.az/politics/370451.html.
5 http://news.rambler.ru/17333324/.
6 http://news.rambler.ru/16367397/.
7 В докладе Doing Business Всемирного банка 2013 года Армения улучшила свои позиции на 18 пунктов и занимает 32 место. Согласно докладу, у Армении лучшая позиция среди стран СНГ, и она уступает в регионе лишь Грузии. Азербайджан, по сравнению с прошлым годом, спустился на 1 пункт. Турция и Иран также уступили свои позиции. Прогресс, достигнутый Арменией, обусловлен защитой инвестиций, интересов малого бизнеса и другими серьезными реформами в разных сферах.
.
Татул Норайрович Манасерян,
д.э.н., профессор
ИСТОЧНИК: yerkramas.org