Фасадная демократия Саакашвили

Шота АпхаидзеВ гостях у «ЛК» гость из Грузии, сотрудник Института Евразии, магистр международного права, публицист, бывший политзаключенный  Шота Апхаидзе.

Беседуем, естественно, о сегодняшней Грузии, ее ранах, проблемах, перспективах. Собеседник чувствует себя комфортно: он уже побывал в Таллине и Риге, ему есть с чем сравнивать нашу Литву и свою Грузию.

Шота, вы представляете Институт Евразии. Что это за структура?

— Это научно-исследовательская организация, которая занимается внешнеполитическими вопросами, у нас есть разные специалисты, которые занимаются экономикой, культурой, религиями, этническими меньшинствами. Лично я занимаюсь внешней политикой, российско-грузинскими отношениями, вопросами безопасности Кавказского региона, радикальным исламом. Во многом на наши доклады полагаются политики в Грузии, России, Армении, Азербайджане, Иране, Турции.

То есть предоставляем им ценный анализ и даже консультируем некоторых лидеров.

Например, в Эстонии и Латвии нашим объектом были права человека. Встречались с правозащитниками, парламентариями. Меня поразило, что в этих странах притесняется русскоязычное население. Ситуация совершенно не  соответствует стандартам, которые Эстония и Латвия декларируют.

Думаю, Евросоюз должен серьезно заинтересоваться проблемой и потребовать создания истинно демократической системы, чтобы представители национальных меньшинств развивались как полноценные члены гражданского общества.

Грузия в этом смысле обладает печальным опытом. В течение десяти лет у нас закрывались русскоязычные школы. Докатились до того, что начали запрещать русские песни в ресторанах. К счастью, после прихода новой власти этот шизофренический шовинизм прекратили.

То есть ошибок хватает везде, но, думаю, западная общественность должна активно поработать над ошибками Прибалтики и помочь местным политикам их исправить.

— Извините, должен ли Запад помогать Грузии лечить рану – события августа 2008 года и их последствия?

Международным сообществом уже не отрицается факт, что конфликт был абсолютной авантюрой, которую затеял Саакашвили вместе с политическим истеблишментом США. Не обошлось без Джона Маккейна и его команды неоконсерваторов, которые поддерживают милитаристическую точку зрения. Они совместно с Бушем затеяли эту войну, которая не была нужна ни Грузии, ни Западу, ни гражданскому обществу во всем мире.

Повторюсь – это была чистой воды авантюра со стороны Саакашвили и команды Маккейна. Иного объяснения факту нет.

Сетевое издание «Вести Кавказа» утверждают, что внешний долг Грузии сегодня составляет 4,2 млрд долларов. Откуда такие цифры, и как Грузия будет погашать этот фантастический долг?

Неправильная политика в течение девяти лет привела к тому, что у Грузии сегодня действительно огромный долг. Эти деньги в основном были разворованы правительством, тратились на фасадную демократию и пиар. Примерно 40% бюджета во времена Саакашвили шло на развитие страны, а 60% – на пиар и безумный милитаризм, на котором тоже зарабатывались огромные деньги. Например, закупали оружие по низким ценам, а оформляли сделки по ценам в пять, шесть раз выше.

Так тратились наши деньги, и кашу эту расхлебывать приходится нам. Новые власти, конечно, позаботятся о том, чтобы этот долг уменьшался.

— Однако, несмотря на серьезные экономические проблемы, Европа посылает Грузии и другим постсоветским государствам недвусмысленные сигналы – сближайтесь с ЕС…

— Европа хочет расширяться. На первое место она ставит свои геополитические интересы и в этом контексте не смотрят, насколько приемлемо сближение той или иной страны с ЕС.

Например, у Украины много проблем. С таким багажом принять в ЕС ее не могут. Вроде бы намерены подписать Договор об ассоциации. Но тогда получится, что Европа закрывает глаза на все, ради удовлетворения своих геополитических аппетитов.

В Европе подзабыли, что суверенные государства должны учитывать мнение всего народа и общества. Политики без согласия народа не должны решать, например, в какой союз вступит государство.

— Евростандарты очень высоки, постсоветские государства до них не дотягиваются. Из Евразийского союза, где стандарты гораздо ниже, предлагают не тянуться до каких-то суперстандартов, не тратить силы и время, и сближаться с будущим Евразийским союзом. Какие в этом смысле перспективы у Грузии?

— У нового правительства очень здравый подход к таким вопросам. Оно много работает, чтобы сбалансировать и строить на паритетных принципах отношения с Россией и с ЕС.

Во главу угла поставлено мнение грузинского общества, тогда как Саакашвили единолично принимал абсолютно все решения. Фактически он гнул, куда хотел. Мы видим, что Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России работает очень хорошо, и считаем, что членство в ТС не мешает ни Казахстану, ни Беларуси вести сбалансированную политику с Европой.

Считаю так: Грузия должна входить в тот блок, в котором видит лучшее будущее. Если представится возможность вступить в ТС, то мы не должны отказываться. Поскольку всегда надо исходить из прагматической точки зрения. Россия – это огромный рынок.

— Рынок, в первую очередь, для вин? Ведь культура виноделия в Грузии — одна из самых древних?

— Народ Грузии обманывали во время Саакашвили, утверждая, что вина в больших количествах продаются в странах Прибалтики. Но мы видим здесь достаточно скромный ассортимент.

Над популяризацией вин мы тоже должны поработать – здешний рынок очень интересен. В докладе об итогах поездки в Эстонию, Латвию и Литву заострим внимание на этом вопросе, проконсультируем бизнесменов и поможем им наладить контакты с фирмами из Прибалтики.

— А что еще сегодня Грузия может предложить Европе?

— Мы можем предложить самих себя, мы ведь экзотический народ.

У Грузии серьезное историческое наследие, чудная природа. Мы очень гостеприимный народ, хранящий традиции реального общения. Все это должно привлекать Европу. Кстати, Грузия – страна, где фактически не существует криминала.

Туристическая индустрия набирает обороты. Дороги восстановлены даже в горных регионах, остался только Казбекский район, который граничит с Россией. Но и там ведутся восстановительные работы.

— Хотя ответ нетрудно предугадать, вопрос все равно задам: как отреагировал бы Шота Руставели, узнав, что в Грузии проходит гей-парад?

— Не только Руставели, но и все жители Грузии, считающие себя настоящими грузинами, исповедующие традиции и обычаи предков и те ценности, что есть у грузин, отреагировали бы негативно.

Потому что гей-парады – это не наши ценности, это нельзя совместить с вероисповеданием. Конечно, мы никого не притесняем, мы никого не убиваем, никого не хотим осуждать. Допустим, что у них действительно нетрадиционная сексуальная ориентация. Но пропаганды гей-традиций мы не допустим. Этого не примет наш народ. И это в приниципе несовместимо с Грузией.

Мы, кстати, ознакомились с вашей Конституцией и законодательством, регулирующим все эти вопросы. Что касается Грузии, то мы до сих пор не смогли разработать такой закон, даже  на уровне законопроекта.

Сейчас именно наш Институт Евразии конкретно занимается тем, что мы готовим законопроект, который будет внесен в парламент Грузии. Надеюсь, что мы цивилизованным путем решим эту актуальную для Европы проблему, и во главу угла поставим закон – как это и должно быть.

— Однако на примере Литвы можно заметить, что брюссельские еврочиновники брутально навязывают свою точку зрения.

— Существуют разные общества. Есть общество Голландии, Франции, Бельгии, Германии. Но есть общество Грузии, России. Есть общество восточного мира. Это совсем разные общества.

Мы немножко брутальные педанты, консерваторы, у нас совсем другая жизнь, чем, к примеру, в Голландии. Мы ценим и уважаем ценности голландцев. Но они тоже должны ценить и уважать наши ценности.

Не должно быть так: вы стремитесь в ЕС, тяготеете к Западу, значит, должны абсолютно все перенять у него. Если без этого невозможно войти в блок НАТО, вступить в ЕС, если они не будут принимать наши ценности и принимать нас в европейскую семью с нашими ценностями, тогда нам ни такой НАТО, ни такой ЕС не нужен.

Что касается Литвы, то можно сказать, что вы сами подписались на такую пропаганду, вступив в ЕС.

В Грузии, например, уже несколько раз были попытки провести гей-парады в Тбилиси, в Батуми. Атмосфера подогревается сообщениями о том, что посол США намерен присутствовать. Думаю, это ненормально. Не слишком дипломатично участие послов многих европейских стран в гей-параде в Риге. Ведь посол должен стремиться создавать условия для взаимопонимания между странами, а не наоборот.

Вообще, на этом поле много заранее спланированных провокаций. Около месяца назад LGBT общество объявило, что хочет провести какой-то свой парад в Тбилиси. А за день до этого шествия в соборе, мимо которого должны были бы двигаться участники парада, проходила панихида по погибшим в Афганистане грузинским солдатам.

Представляете, какое место выбрали? Они всегда стараются ущипнуть, задеть за живое. Кстати, такие провокации очень хорошо финансируются.

А кто насаждает в Грузии такие ценности в кавычках? Как раз команда Саакашвили, которая питается из фонда Сороса. Саакашвили, когда пришел к власти, приказал проломить грузовиком стену церкви. Был такой позорный эпизод: возник конфликт между святым отцом, прихожанами и Институтом свободы.

Институт свободы, разумеется, финансируется Западом. Но позвольте, о какой свободе мы говорим, когда весь мир обошло безобразное видео, которое показывает, как люди Саакашвили прошибают грузовиком стену церкви и за волосы вытаскивают из храма прихожан и святых отцов?

Поэтому мы стараемся сегодня уберечь свой народ от такого рода культуры и боимся без оглядки вступать в Евросоюз, как бы притягателен он ни был для Грузии.

Анастасия Фролова

ИСТОЧНИК: kurier.lt

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>