Россия зайдет в ЕС через Венгрию
Венгрия после введения санкций в отношении России превратилась в настоящую белую ворону ЕС. Орбан не одобряет эти санкции и поддерживает «Южный поток». И Будапешту уже сделано предупреждение: США ввели санкции в отношении ряда венгерских чиновников. Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru — историк, профессор Будапештского университета Тамаш Краус.
— У вас происходят прямо необыкновенные события. В связи с чем Соединенные Штаты наложили на правительственных чиновников Венгрии санкции?
— Да, на шестерых человек США наложили санкции. Это геополитические вопросы. Но у нас националистическое правительство, которое в коррупции по уши. Это всем нам абсолютно ясно. Вероятно, американцы запретили этим людям въезд в США, потому что эти люди сделали какие-то коррупционные бизнесы, затрагивающие международные, главным образом, американские компании. Точно ничего не ясно, потому что американцы не высказались конкретно, кого касается эти санкции и за что они введены. Официально ничего не сообщается. И мы не знаем, что эти люди совершили. Ясно только то, что они визы не дают этим руководящим чиновникам, близким к окружению Орбана. Правительство тоже ничего не говорит, хотя все они знают, о ком идет речь. Но долго так продолжаться не может.
— Обычно такие вопросы решаются тихо среди своих дружественных стран, не выносится сор из избы. Почему сейчас американцы поставили этот вопрос?
— Именно сейчас они запретили въезд этим чиновникам в Соединенные Штаты Америки, конечно, потому что Венгрия не следует политике Европейского союза. Не поддерживает стратегические намерения США. И поэтому им надо как-то предупредить венгерскую политическую элиту, что она идет не по хорошему пути. «Вы являетесь членом Европейского союза, — говорят в Брюсселе и Америке, — а работаете против наших европейских интересов». Такая у них аргументация против венгерского правительства.
— Какие самые главные претензии у американцев к Виктору Орбану?
— В Европейском союзе и американцам не нравится энергетический бизнес, прежде всего вторая атомная электростанция. Это очень, большая стройка с участием России. И Венгрия от этих инвестиций зависит, конечно. Русский капитал входит на европейский рынок через Венгрию. Это им очень не нравится. И они считают, что через Венгрию какие-то разведчики могут въехать в Европу. Третье — это газопровод «Южный поток». Это тоже не нравится. Потому что Венгрия поддерживает его строительство.
Но я подчеркиваю, это разных вещи. Совершенно разные вопросы. Что венгерское правительство сидит в коррупции по шею — это одна проблема. Венгерское правительство и год тому назад было такое же. А эти геостратегические вопросы — это другой круг проблем.
— Партия Орбана ФИДЕС выиграла все последние выборы: парламентские, в европарламент, муниципальные выборы. Почему, если она так погрязла в коррупции, народ за нее голосует?
— Правда, что выборы она выиграла. Но на последних муниципальных выборах ФИДЕС набрала только 25 процентов. У нас очень сложная система выборов. Поэтому, упрощенно говоря, самая большая партия возьмет все. С другой стороны, наша оппозиция очень раздробленная и слабая. И все люди знают, что причина в таком превосходстве ФИДЕС в Венгрии скрывается в политике неолибералов. Они получили 2/3 в парламенте.
Но народ видеть не хочет старую власть. Тогда как голосовать? — Больше 50 процентов не пошли на выборы. Потому что не принимает ни власть, ни эту слабую оппозицию. Только в слабости оппозиции сила сегодняшнего нашего правительства. Но это очень хрупкое большинство. Орбан это понимает.
— Что у вас происходит с налогом на интернет?
— Власть уже отказалась от интернет-налога. Потому что 50-100 тысяч человек вышли на улицу протестовать против этого интернетовского налога. И Орбан понял, что нельзя идти против народа в этой области. Но еще не придумали, как сделать дальше. Это уже начало его конца.
— Действительно планировалось ввести большой налог или дело в другом?
— Даже ведущие чиновники Орбана говорили всякие неясные вещи, никто ничего не понял, как и что они хотят. В конце концов они сказали, что 700 форинтов — это будет максимальная граница этого налога. Это не очень много. Дело не в этом. Дело в том, что это у нас авторитарное правительство, все они контролируют. Большинство медиа контролируется правительством, оппозиция очень слабая и так далее. Так что неонацистская пропаганда везде. Это очень старомодное националистическое правительство. Они, конечно, имеют право по правилам буржуазной демократии проводить такую политику. Но в Европе это не приветствуется.
У венгерских политиков много популизма. Ласло сказал в парламенте, что Венгрия выходит из Европейского союза. Это — всерьез или запугивание кого-то? Я всерьез не могу это воспринять. Потому что Венгрия — маленькая страна, которая сама по себе нежизнеспособна. Если мы выйдем из Европейского союза, тогда надо примыкать к другому союзу. И тогда к другому союзу стран надо идти. Потому что по-другому просто невозможно. Наша экономика в кризисной ситуации, так что я не думаю, что можно просто так выйти из Европейского союза.
У нас, как и на Украине, есть опасность фашизма. Это надо понимать. И если сегодняшнее правительство Орбана провалится, может быть, что будет еще хуже. Может произойти, что к власти придут крайние правые политические силы. Так что американцы, когда вмешиваются в какие-то страны, делают всякие такие оранжевые революции, всегда становится только хуже, наступает хаос. В сегодняшней Венгрии есть настоящий народный протест против Орбана. Это не какая-то оранжевая революция, хотя я не исключил бы, что такая попытка тоже может быть предпринята. Но сегодня против Орбана идет спонтанный народный протест.
— Но протестует в основном городская молодежь. Не кажется ли вам, что это протест похож на протест, который был у нас на Болотной? То есть либеральная Москва протестовала, а вся остальная Россия совершенно была индифферентная.
— Нет, это не такая Болотная, здесь не только либералы, которые не хотят уважать национальные интересы страны. Эти аналогии не подходящие. Здесь масштабы другие, политическая позиция другая. Так что эти аналогии не работают. Но нам надо искать выход из ситуации, говорить о том, какие правовые изменения произошли за последние пять лет в Венгрии. Это нельзя замалчивать, как замалчивали на Западе о том, что произошло на Украине. Что там больше чем 6 тысяч мирных людей были расстреляны, убиты ракетами и так далее, и так далее. Мы не можем ту же самую ошибку совершить. Нельзя не говорить о том, что у нас авторитарные тенденции проявились в последние 5 лет.
— То есть, вы считаете, что у вас правительство авторитарное и зреет недовольство этим правительством?
— Да. Я в этом абсолютно уверен. Но всегда критикую и политическую оппозицию, которая до сегодняшнего дня не занялась самокритикой. Орбан, как явление, вышел из их политического прошлого и их политических поступков. Орбан — результат неолиберализма.
— Но сейчас он играет на поле государственного капитализма?
— Да, точно, я так и думаю. Потому что Орбан — человек национальной буржуазии. И венгерская новая олигархическая буржуазия соперничает с международными транснациональными компаниями. Это факт. А если либералы хотят следовать только интересам международных компаний, никогда не будет Орбан свергнут сам собой. Нет предпосылок такой оранжевой революции в Венгрии. Пока нет ни политически, ни культурно, ни психологически новой оппозиции. Левая оппозиция, не либеральная оппозиция, потому что либералы здесь не произойдут. Даже в Германии нет либеральной партии в правительстве.
Невозможно представить, что Венгрия будет либеральной. На двух последних выборах либералы огромное поражение потерпели. Я всегда говорю, что нужна левая оппозиция, которая социальные вопросы может поставить. Нынешнее правительство руководствуется не национальными интересами, а требованиями капитала. Капитал не имеет религии, не имеет национальной принадлежности. Ничего. Только интересы имеет. Кроме прибыли там ничего не фигурирует. Это надо понять.
— Венгерско-российские отношения как вы их оцениваете? Орбан не поддерживает санкции.
— Я тоже против, эта санкционная политика — катастрофа. Если Орбан говорит, что у лошади четыре ноги, я не буду говорить, что три. Конечно, он может сказать правильные вещи, и в этом он прав. Только ему надо реальную политику вести. Мы являемся членами Европейского союза. Здесь надо высказать критические соображения против Брюссельской политики, которая не хочет воспринять, что Америка хочет рассорить Европейский союз с Россией. США это нужно, чтобы они могли контролировать все эти геополитические территории. Но надо так все это сделать, чтобы они приняли такую критику.
— По-вашему, когда будут отменены санкции против России?
— Очень просто я вижу. Отменять, если Россия будет достаточно сильной или достаточно слабой. Если они чувствуют, что Россия подчиняется капиталистическому центру, странам Запада, тогда они могут сказать: спасибо, санкционная политика достигла своей цели. Или Россия будет довольно сильная, продолжит защищать свои интересы, тогда они поймут, что это — не в их интересах. Америка и Европейский союз, все эти капиталистические великие державы, понимают только силу, только политику силы.
Беседовала Любовь Люлько Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
ИСТОЧНИК: pravda.ru