Конец теориям заговора: CoVID-19 появился естественным путем

О пандемии нового коронавируса сегодня говорят все. Масштабы происходящего и надвигающийся финансовый кризис – серьезный повод для беспокойства. Никто не знает когда закончится пандемия, можно лишь делать прогнозы исходя из текущей ситуации. К сожалению, подобная неопределенность нередко приводит к появлению теорий заговора.

Так, одна из самых популярных теорий гласит, что CoVID-19 изобрели в лаборатории злобные ученые и сделали это специально. На все заявления о том, что коронавирус имеет ественное происхождения многие реагируют практически с тем же недоверием, с каким относятся к изменению климата. По крайней мере на просторах рунета. Убедиться в этом просто – загляните в комментарии к статьям о коронавирусе и глобальном потеплении. Но теперь – и я искренне на это надеюсь – одной теорией заговора станет меньше. Ученые доказали, что CoVID-19 появился естественным путем.

Откуда взялся новый коронавирус?

Как выяснили ученые из некоммерческого медицинского исследовательского центра Scripps Research, новый коронавирус CoVID-19 родом из китайского города Ухань. Первые случаи были зарегистрированы в конце прошлого года и стали причиной крупномасштабной эпидемии. 10 марта эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) признали, что эпидемия переросла в пандемию, так как вирус распространился в более чем 100 стран. Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Nature Medicine, CoVID-19 является продуктом естественной эволюции. Проведенный анализ общедоступных данных о последовательности генома нового коронавируса и связанных с ним вирусов не выявил никаких доказательств того, что вирус был создан в лаборатории или сконструирован иным образом.

«Сравнивая имеющиеся данные о последовательности генома известных штаммов коронавируса, мы можем определить, что CoVID-19 возник в результате естественных процессов», — пишут авторы исследования. Более того, коронавирус попал в другие страны также в результате естественного эволюционного процесса.

На момент написания этой статьи пандемия коронавируса в странах Европы и в России набирает обороты. Неудивительно, что это стало причиной паники, смешанной с фальшивыми новостями – фейк-ньюс. Ведь если ненадолго отвлечься от происходящего сегодня, то начинаешь вспоминать что информация окружает нас повсюду и она часто недостоверная. На самом деле фейк-ньюс это очень интересный феномен, который создает много разных проблем. Мы писали об этом в одной из предыдущих статей. Обилие информации наряду с отсутствием привычки эту информацию проверять стали результатом рождения теории заговора о неудачной попытке китайского правительства контролировать численность населения Поднебесной. Эти слухи появились с самого начала вспышки в Ухане, так как недалеко от рынка морепродуктов – эпицентра вспышки – находится лаборатория по изучению опасных вирусов. При этом никто не может объяснить зачем Китаю нечто настолько потенциально безвредное и в то же время неконтролируемое.

Другая, не менее популярная теория заговора, гласит, что вирус завезли в Китай из США. Надо сказать, некоторым она пришлась по вкусу. Кстати, о том, какими личностными качествами обладают любители теорий заговора читайте в нашем специальном материале.

Ученые изучают геномы вирусов и воссоздают их в лабораторных условиях чтобы изобретать вакцины, а не производить биологическое оружие

Но полученные результаты наконец расставили все точки над «и»: как пишет ведущий автор исследования Кристиан Андерсен, кандидат медицинских наук, доцент кафедры иммунологии и микробиологии в Scripps Research «если бы кто-то хотел сконструировать новый коронавирус в качестве патогена, он создал бы его из костяка вируса, который, как известно, вызывает болезни». Анализ общедоступных данных о последовательности генома CoVID-19 и связанных с ним вирусов не выявил никаких доказательств того, что вирус был создан в лаборатории или каким-либо другим способом.

Когда Китай осознал всю серьезность ситуации с распространением COVID-19?

31 декабря 2019 года китайские власти предупредили Всемирную организацию здравоохранения о вспышке нового штамма коронавируса, который впоследствии был назван SARS-CoV-2, а широкой общественности известен как CоVID-19 или просто коронавирус. Вскоре после начала эпидемии китайские ученые секвенировали геном атипичной пневмонии SARS-CoV-2 и предоставили полученные данные ученым всего мира. Полученные данные показали, что китайские власти быстро обнаружили эпидемию и что число случаев заражения CоVID-19 растет из-за приобретенной способности вируса быстро передаваться от человека к человеку, однократно попав в человеческую популяцию. Андерсен и сотрудники нескольких других исследовательских институтов использовали секвенированный геном коронавируса для изучения его происхождения сосредоточившись на нескольких характерных особенностях вируса.

Какие генетические данные исследовали ученые?

Ученые проанализировали генетический шаблон шиповидных белков – это шипы той самой короны на внешней стороне вируса – которые он использует для захвата и проникновения во внешние стенки клеток человека и животных. Если говорить более конкретно, исследователи сосредоточились на двух важных особенностях шиповидного белка: рецептор-связывающей области (RBD) – это своего рода крючок, который захватывает клетки хозяина, и участке рестрикции – молекулярном консервном ноже, который позволяет вирусу вскрывать клетки хозяина и проникать внутрь.

Так CoVID-19 выглядит под микроскопом. Шиповидные белки (шипы красного цвета) и есть корона вируса

Доказательства естественной эволюции COVID-19

Ученые обнаружили, что часть RBD шиповидных белков SARS-CoV-2 эволюционировала, чтобы приспособиться к молекулярной особенности человеческих клеток, называемых ACE2 – это рецептор, который участвует в регуляции кровяного давления. Шиповидный белок SARS-CoV-2 оказался настолько эффективен в связывании человеческих клеток, что ученые пришли к выводу, что он является результатом естественного отбора, а не продуктом генной инженерии.Полученные свидетельства естественного эволюционного процесса было подкреплено данными о об общей молекулярной структуре SARS-CoV-2 – его каркасе. Если бы кто-то хотел сконструировать новый коронавирус в качестве патогена, он создал бы его из каркаса вируса, который вызывает болезнь. Но ученые, проводившие исследование COVID-19, обнаружили, что каркас SARS-CoV-2 существенно отличается от каркаса уже известных коронавирусов и в основном напоминает родственные вирусы, обнаруженные у летучих мышей и панголинов.

Эти две особенности вируса, мутации в RBD-части шиповидного белка и его четкий каркас, исключают лабораторные манипуляции как потенциальное происхождение SARS-CoV-2, — пишут авторы исследования.

Как пишет ScienceDaily, Джози Голдинг, доктор медицинских наук, руководитель эпидемиологического отдела Британского фонда Wellcome Trust, считает, что выводы Андерсена и его коллег чрезвычайно важны для того, чтобы донести до широкой общественности научно обоснованную информацию о происхождении коронавируса и положить конец всем слухам. Более того, результаты исследования COVID-19 выявили два возможных источника его происхождения. Основываясь на проведенном анализе, Андерсен и его коллеги пришли к выводу, что наиболее вероятное происхождение нового коронавируса следует одному из двух возможных сценариев.

Какой сценарий из двух является правильным на данный момент неизвестно

Сценарий №1: передача вируса к человеку от больного животного

Согласно первому сценарию, вирус эволюционировал до своего нынешнего патогенного состояния путем естественного отбора в хозяине-животном, а затем перескочил к людям. Именно так возникла предыдущая вспышка коронавируса, когда люди заражались после воздействия MERS (Ближневосточный респираторный синдром) на верблюдов. Другими словами, вирус уже мутировал в нечто опасное и просто перешел на человека.  В качестве естественного резервуара для SARS-CoV-2 были выбраны летучие мыши, так как геном CoVID-19 на 70% схож с геномом SARS (тяжелый острый респираторный синдром). Однако документально подтвержденных случаев прямой передачи вируса от летучих мышей к человеку не существует, что позволяет предположить, что между летучими мышами и человеком, скорее всего, был задействован промежуточный носитель. В этом сценарии обе отличительные особенности части шиповидного белка SARS-CoV-2 – RBD, которая связывается с клетками, и участке рестрикции, который позволяет вирусу проникать внутрь – эволюционировали бы до их текущего состояния еще до того, как вирус перешел к человеку. В этом случае нынешняя эпидемия, вероятно, возникла бы очень быстро, поскольку вирус уже развил бы те черты, которые делают его патогенным и способным распространяться между людьми.

Сценарий №2: передача вируса к человеку от здорового животного

Согласно сценарию №2, непатогенная версия вируса перескочила от хозяина-животного к человеку, а затем эволюционировала до своего нынешнего патогенного состояния уже в человеческой популяции. Другими словами, вирус стал опасен когда попал внутрь человека.

Например, некоторые коронавирусы панголинов – броненосных млекопитающих, которые обитают в Азии и Африке, имеют структуру RBD, очень похожую на структуру SARS-CoV-2. Коронавирус от панголинов мог быть передан человеку либо непосредственно, либо через промежуточного хозяина, например хорьков. В этом случае другой шиповидной белок, характерный для коронавируса – участок рестрикции – мог эволюционировать внутри человека, возможно, циркулируя незамеченным в популяции вплоть до начала эпидемии. Проведенный анализ COVID-19 показал, что участок рестрикции SARS-CoV-2 похож на таковой у штаммов птичьего гриппа, который легко передаются между людьми. Новый коронавирус мог бы развить участок рестрикции в клетках человека и спровоцировать эпидемию.

Так происходит дезинфекция улиц и транспортных средств в Иране

Это повышает вероятность вспышек других заболеваний в будущем. Соавтор исследования Эндрю Рамбо предупредил, что на данный момент трудно, если вообще возможно, узнать, какой из сценариев наиболее вероятен. Если коронавирус попал в организм человека в нынешней патогенной форме от животного источника, это повышает вероятность будущих вспышек, так как вызывающий болезнь штамм вируса все еще может циркулировать в популяции животных и может снова перейти к человеку. Вероятность того, что пандемия повторится снижается, если сценарий № 2 правильный, так как новому коронавирусу будет труднее эволюционировать внутри человека.

Специалисты отмечают, что реакция правительств на коронавирус должна быть направлена на те группы населения, которые столкнутся с самыми разрушительными последствиями. Пока этого не произошло. Необходимо понимать, что мир столкнулся с беспрецедентной и огромной волной смертности среди пожилых людей. Рамбо также предупреждает, что на данный момент очень трудно, если вообще возможно, узнать какой из сценариев наиболее вероятен.