Дмитрий Чубашенко: Прыжок в темноту

Дмитрий Чубашенко27 июня премьер-министр Юрие Лянкэ подписывает в Брюсселе Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом несмотря на то, что половина молдавского общества, даже без Приднестровья, выступает против этого.

Когда воры, представляющие меньшинство, говорят обкрадываемому ими большинству «Давайте заключим проевропейский консенсус», это выглядит цинично, отвратительно.

При ратификации этого соглашения в парламенте «за» проголосует менее 60 из 101 депутата, что также подтвердит раскол общества по этому вопросу.

Так называемое «ассоциированное членство» — это элитно-бюрократический проект, который означает конец европейской интеграции Молдовы как процесса получения полноценного членства в ЕС, при одновременном блокировании любых интеграционных инициатив на территории бывшего СССР.

Подписание СА с ЕС — это прыжок в темноту, реальных последствий которого никто не просчитал, не объяснил, и не знает. Это вопрос не объективного знания и разума, а слепой веры в магическую силу брюссельского чиновничества, которое сделает молдаван счастливыми.

В Европе все больше людей недовольны отчуждением еэсовской бюрократии — в одной лишь Европейской комиссии работают 34 тысячи чиновников — от национальных государств и граждан. Те, кто находятся у власти в Молдове, оторваны от своего народа еще больше, чем еврокомиссары от европейцев. Про таких сказано — «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Для них Молдова — лишь территория свободной коррупционной охоты, трофеи которой, в виде банковских счетов и недвижимости, переводятся на Запад. Туда вывезены их семьи, туда же в любой момент готовы сбежать они сами.

Эти две верхушки, брюссельская и кишиневская, договорились между собой и решили подписать СА с ЕС в расчете, что и дальше «война план подскажет». А то, что война продолжится, можно не сомневаться. Одно из важных измерений этой войны, хотя об этом стыдливо умалчивают — социальное.

В канун подписания СА с ЕС один из лидеров правящего альянса предложил провести референдум о включении в Конституцию статьи о том, что европейская интеграция является национальной идеей Молдовы. По мнению автора, это должно показать общенациональный консенсус по поводу этой идеи. Это очень лукавая инициатива. Большинство населения не воспринимает нынешние власти не потому, что они за или против Европейского, или какого-то другого, союза, а потому, что считает их ворами, причем, в законе — по решению парламента и Конституционного суда. Когда воры, представляющие меньшинство, говорят обкрадываемому ими большинству «Давайте заключим проевропейский консенсус», это выглядит цинично, отвратительно. Эти лидеры не хотят признаться самим себе, что большинство, мягко говоря, не любит их за то, что они воры, а не потому, что кому-то не нравится продвигаемый ими геополитический вектор. Большинство хочет, чтобы молдавские воры были наказаны у себя дома, в Молдове, но эти воры говорят «Давайте плыть в одной лодке в Европу». «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Когда вор уже не знает, как оправдаться, он вывешивает у себя на крыше самый большой триколор. Но это еще больше злит людей.

Почему Влад Филат так держится за Дорина Речана, хотя все убеждены в том, что в МВД творится полный бардак? Потому что отставка главы МВД нарушит баланс между мафиозными кланами, который год назад был установлен во время тайных ночных совещаний, напоминавших воровские сходки, под руководством босса всех молдавских боссов еврокомиссара Штефана Фюле. Если Филат сдаст Речана, то для поддержания равновесия конкурирующий клан должен тоже кого-то сдать, например, генерального прокурора. Но для решения этого вопроса на новую сходку в Кишинев должен приехать Фюле.

Адепты евроинтеграции говорят, что ей все равно нет альтернативы, и СА с ЕС — это неизбежный шаг в направлении членства в ЕС, другого пути просто нет.

Во-первых, альтернатива, то есть выбор из разных возможностей, всегда есть. Например, альтернатива борьбе с кукловодом — это сговор с ним, а альтернатива клептомании — честность.

Во-вторых, с подписанием Соглашения об ассоциации европейская интеграция для Молдовы заканчивается. Это соглашение подписывается на неограниченный срок, там подробно расписано, чем должна заниматься наша страна, все ее властные структуры и граждане в ближайшие, как минимум, 10 лет, под внешним управлением Брюсселя. Именно это и будут называть «евроинтеграцией», и никакой другой евроинтеграции для Молдовы не будет. Если бы ЕС хотел дать Молдове реальное членство, он не подписывал бы с ней соглашение об «ассоциированном членстве». Чего-то большего для Молдовы не будет, это очевидно. Разговоры о том, что здесь будут проводиться какие-то реформы в интересах самой Молдовы — это аберрация. Зачем Брюсселю проводить тут какие-то реформы? А партии, выступавшие за такой курс, очень скоро сами окажутся в тупике.

Когда в качестве примера успешной евроинтеграции нам приводят соседние Румынию или Болгарию, это очень сомнительный пример. Да, в Румынии построены на европейские деньги дороги, сажают в тюрьму чиновников, включая бывшего премьера и брата действующего президента, но есть и другая сторона этой истории. В ходе социологических опросов более половины румын говорят, что при Чаушеску было лучше, а две трети избирателей проголосовали бы за бывшего диктатора на президентских выборах. Может, материально при прежней власти и не было лучше, но за этими цифрами опросов скрывается ностальгия румын по стране, которая была реально суверенным, всеми уважаемым государством. Даже Брежнев не знал, что делать с Чаушеску, а сегодня любой клерк из Еврокомиссии диктует Румынии, как ей поступать — и она слушается. Румыния производила все, она входила в десятку крупнейших экспортеров оружия в мире, ее гражданин летал в космос, у нее не было долгов. Сегодня большая часть румынских активов, включая землю, находится в руках иностранцев. Ее экономика, как и болгарская, превратилась в сплошной сервис — иностранные торговые сети, банки, телефонные компании, АЗС плюс туризм и инфраструктурные проекты на деньги ЕС. За полвека после Чаушеску население Румынии сократится на треть, до 15 миллионов, такое же падение численности населения и в Болгарии. Что это, если не исчезновение народа?

Совершенно очевидно, что Молдову ожидает точно такой же сценарий развития. Но если в Румынии и Болгарии еще есть морское побережье и горы, то какой сервис будет в Молдове? То, что здесь не будет производства, понятно.

Десять лет назад Молдова занимала три четверти российского рынка вина, сегодня ее дола сократилась до шести процентов. В 2005 году Молдова экспортировала алкогольной продукции на $314 млн., в том числе в СНГ на $302 млн., в Россию — на $235 млн. За первые четыре месяца 2014 года Молдова экспортировала алкоголя на $57 млн., в том числе в СНГ на $30 млн., и в ЕС на $11,3 млн. Доля России в молдавском винном экспорте упала с 80% до 38%. Наше место на российском рынке заняли Франция, Италия, Испания, Греция, Чили, Украина. Молдова имеет с ЕС отрицательное сальдо по торговле алкоголем. В 2013 году она экспортировала в ЕС алкоголя на $33 млн., а импортировала на $39 млн. Роста экспорта молдавского алкоголя в ЕС не наблюдается, при том что Молдова, в условиях асимметричной торговли, уже имеет нулевые пошлины на продажу в ЕС, а акцизы на алкоголь из ЕС еще только предстоит обнулить в условиях зоны свободной торговли, учреждаемой 27 июня. Нетрудно догадаться, что после этого отрицательное сальдо в торговле Молдовы с ЕС по алкоголю еще больше увеличится.

За три месяца до нового урожая все емкости на винзаводах остаются полными. Виноделы предпринимают отчаянные попытки продать вино наливом в Белоруссию для последующего реэкспорта в Россию. О предстоящей ликвидации объявил крупнейший производитель бутылки Glass Container Company. А министр сельского хозяйства Василий Бумаков за неделю до подписания СА с ЕС признает, что европейский рынок не сможет компенсировать виноделам потерю российского рынка. Как же так? Нам же говорили, что ЕС — это самый большой рынок в мире, который в условиях свободной торговли поглотит все, что Молдова туда пожелает продать. Выходит, нас обманывали?

Никто не посчитал, и не объяснил людям, чем может ответить на СА с ЕС Россия. Некоторые вещи она озвучила — потеря Приднестровья, дальнейшее сокращение торговли и инвестиций, проблемы с миграцией, — но все это проходит мимо ушей наших власть предержащих, потому что «Где богатство ваше…». Россия, конечно, не ударит Молдову кувалдой уже 28 июня, но долгосрочное удушение вполне возможно. И не только по политическим мотивам («Кто не с нами — тот против нас»), но и по сугубо экономическим и институциональным (начало деятельности Евразийского экономического союза, окончательное превращение СНГ в ничего не решающий дискуссионный клуб).

Вместо рационального анализа и выводов мы наблюдаем сплошную пропаганду: Запад, ЕС — это хорошо, это стабильность, демократия, прогресс, процветание, Россия, ТС — это плохо, это авторитаризм, отсталость, конфликты, бедность. К моменту подписания СА с ЕС это оболванивание приняло совершенно оголтелые формы. Происходящее напоминает какое-то коллективное умопомрачение молдавского народа. И не известно, как и чем ему помочь, если он сам не знает, чего он хочет, и что делать.

В конце концов, молдаванам самим решать. Как говорится, своя воля, своя и доля. Или по-другому: вольному воля, спасенному рай.

ИСТОЧНИК:  pan.md

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>